Ладога

Ладожские пазлы

Рассказывать о «Ладоге-трофи» занятие неблагодарное. Дело в том, что полную картину самого большого в мире приключения на бездорожье нарисовать практически невозможно. Каждое утро огромное количество участников разъезжалось по нескольким совершенно различным маршрутам и только вечером, а то и ночью, собиралось в очередном лагере, обогатившись самыми разными впечатлениями. Получается, что восприятие «Ладоги» у каждого свое, и для полностью объективного отчета о ней придется опросить всех участников приключения и издать отдельную книгу в нескольких томах. Мы же предлагаем вашему вниманию ту часть пазлов картины «Ладога-трофи», которую увидели сами. А тем, кто захочет узнать о рейде больше, советуем пока еще не поздно подать заявку на «Ладогу 2009» и составить свое абсолютно субъективное представление об этом увлекательном приключении! В кругах джиперов говорят: «Если ты не был на „Ладоге“, ты не все знаешь о трофи». Восполнить пробел во внедорожном образовании или освежить в памяти все прелести рейда в этом году решилось рекордное количество желающих. В стартовой ведомости было 265 экипажей.

Учитывая, что в каждой спортивной машине находилось от двух до пяти человек, а также добавив к общему количеству участников приключения техников, организаторов, различные службы обеспечения лагерей, «Off-road cafe» и, естественно, прессу, общий списочный состав мероприятия можно считать примерно равным тысяче человек.География двенадцатого по счету трофи-рейда также внушает уважение. В «Ладоге» были представлены почти все страны Северной и Северо-Восточной Европы, население которых знакомо с понятием «болото». Англичане, голландцы, немцы, поляки, словаки, литовцы, латыши, эстонцы, белорусы, украинцы, финны, а также представители Казахстана и, конечно, россияне, собрались ранним субботним утром на Исаакиевский площади Санкт-Петербурга, чтобы принять старт гонки вокруг большого озера. Флагов стран-участниц на церемонии открытия было больше, чем на чемпионатах мира по некоторым видам спорта.Собственно, приключение началось еще до официального своего старта.

На технической комиссии выяснилось, что диаметр колес некоторых автомобилей не отвечает нормам регламента соревнования. Проще говоря, покрышки были на несколько миллиметров больше положенного. Техкомиссары не вняли мольбам участников и остались непреклонны. Началась массовая «стрижка» колес. Процедура довольно простая, но очень зрелищная — первый пазл «Ладоги 2008». На вращающемся колесе бензопилой срезается внешний слой шашек, благо грязевая резина позволяет это сделать относительно безболезненно. С второго-третьего раза у большинства «парикмахеров» получалось уложиться в заданный размер.Следующим ярким моментом «Ладоги» традиционно стал ее торжественный старт, кульминацией которого стал запуск в небо огромного количества воздушных шариков, некоторые из которых лопались и из них сыпались блестящие разноцветные конфетти. К запуску шаров приложили руку заслуженные люди «Ладоги» — семидесятилетний «Турбодед» Анатолий Викторов, опытный питерский джипер Иван Блеунов, и еще только приобщающийся к серьезному преодолению бездорожья (мешает увлечение боксом), но весьма авторитетный спортсмен Николай Валуев.После, прямо скажем, слишком затянувшейся процедуры старта участники по субботним питерским пробкам отправились прямо на старт спецучастков, что было непривычно для новичков "Ладоги«.Машины уходили «с марша сразу в бой».

Причем некоторые из экипажей успели финишировать, пока пресса объезжала СУ по асфальту! Мы уже отчаялись застать кого-либо из джиперов на трассе, однако пробежав примерно половину дистанции, все еще встречали идущие навстречу автомобили. Приблизившись к ключевому «засадному» месту спецучастка мы поняли, что праздник на нашей улице сегодня все-таки состоится — на болоте качественно сидели несколько машин. Когда наступило пресыщение съемкой, пришло время задуматься о различной степени подготовки участников и техники к трофи-марафону. Лидеры уже давно отдыхали в расположенном за сотню километров лагере, а несколько машин только заканчивали преодоление трудного участка. И такое разделение сохранялось до финиша "Ладоги 2008«.Белой ночью рядом с первым лагерем прошли соревнования по ориентированию — одному из трех этапов, по результатам которых определяется победитель среди туристов. На остальных спецучастках им достаточно получить зачет, то есть финишировать до истечения контрольного времени.

В этом году на «Ладоге» туристических классов было три. В «Туризме открытом» соревновались хорошо подготовленные машины на больших колесах, владельцы которых по разным причинам не хотели участвовать в спортивных зачетах. «Просто» «Туризм» объединил автомобили на меньшей резине и идущие по трассам полегче. «Гранд-туристом» мог стать любой владелец внедорожника — сложных препятствий для них не предусматривалось, равно как и специальной трассы, да и вообще они могли «гулять сами по себе». Куратором «гранд-туристов» был опытный джипер Александ Игнатюк, а помогали ему в этом еще 5 экипажей. На каждый день участникам зачета предлагались несколько детально проработанных (с точностью до стоимости проката лодок на красивом мраморном карьере) вариантов движения и активного отдыха. За каждый такой вариант отвечал отдельный куратор.

Ночное ориентирование выиграл Евгений Павлов, что само по себе вряд ли является большим подвигом для очень опытного навигатора и конструктора известного всем автоспортсменам нашей страны прибора «Тверь-трип». Поражает результат — успевая и ориентироваться и управлять машиной одновременно, поскольку сидевший справа сын, Евгений Евгеньевич, только начинает осваивать премудрости навигации, Евгений-старший набрал всего три секунды штрафа, и то не по своей вине!Трассы второго дня рейда проходили недалеко от лагеря. Порадовали фотографов квадроциклисты и участники зачета «Прото». Сначала к броду приехал генералитет компании «МИРАКС» и начал фотографироваться на фоне оказавшейся рядом рекламной растяжки собственной фирмы. Преодоление брода прошло шумно и весело, с переворотами, падениями квадрика в реку и последующим запихиванием его в горку другими мотовездеходами. Ощущалось, что происходящее доставляет Сергею Полонскому сотоварищи истинное удовольствие.

Порадовались увиденному и многочисленные зрители. Затем настал черед Юрия Зуева и Сергея Волкова. Представьте себе ситуацию: машина застряла в грязи, трос лебедки зацеплен за дерево, барабан крутится, трос наматывается... но машина не двигается. Только через несколько неприятных мгновений, за которые экипаж видимо, успел усомниться в здравости своего рассудка, стало понятно, что дерево, опираясь на широко расставленные корни, медленно ползет к автомобилю, оставаясь при этом абсолютно вертикальным! Но приз журналистских симпатий в этот день однозначно завоевал экипаж Сергея и Юлии Липатовых. Сначала, не пожелав стоять в очереди за хорошей траекторией, Сергей ухнул в самый центр аппетитного болотца. Затем мгновенно выскочил из машины, стремительно завел трос лебедки за дерево и, юркнув на водительское место, стал уверенно лебедиться, однако разбортировал колесо. После этого он быстро поднял прототип «хай-джеком», моментально забортировал колесо при помощи взрыва подручной химии и продолжил движение с прежней высокой скоростью. Все это время штурман экипажа Юлия, одетая в абсолютно чистый комбинезон и белоснежные перчатки, вдохновляла Сергея на подвиги и выполняла некоторые его просьбы. Видимо, так и должна выглядеть настоящая джиперская семейная идиллия.Третий день запомнился единственным за всю «Ладогу» серьезным дождем, найденной глыбой слежавшегося снега и странным предложением одного из экипажей преодолеть упавшее поперек дороги дерево с помощью сэнд-траков.

А ключевое препятствие этого СУ — брод, который два года назад проходился с большим трудом (одна машина тогда даже утонула), на этот раз не вызвал никаких эмоций, что говорит о серьезном росте уровня большинства участников. Штурманы активно промеряли глубины в поисках лучшей траектории. Правда были и те, кто хорошо помнил это место по «Ладоге» двухлетней давности. Один из джиперов уверенно показал нужный путь, шагнул в воду и погрузился с головой. Вынырнув, он признал, что был неправ. Дальше вплоть до финиша спортсменов ждала сильно размякшая под дождем лесовозная дорога. Мы, скользя по жидкой грязи, шли пешком с той же скоростью, что и постоянно подсаживающиеся машины.Очередная «картинка с выставки», украшение «Ладоги-трофи» — пляжная гонка на этот раз прошла без солнца, не позволив запечатлеть сверкание брызг, поднимаемых мчащимися по воде машинами. Зато организаторы в этом году учли большое количество участников и грамотно «развязали» «пляж» и две «дюны» — гонки проходили параллельно. К тому же проложенные по песчаным холмам трассы были укорочены. На прибрежной гонке снова была заметна разница в классе экипажей — кто-то грамотно объезжал поставленные вешки в непосредственной близости от них и не уходил на глубину, других периодически заносило в Ладогу, они тратили много времени на преодоление сопротивления воды. Подобные неаккуратные водители раздавили достопримечательность пляжной гонки «Ладоги» — вросшую в песок лодочку.

Жалко! Лучше всех пляжную гонку прошел все тот же Павлов. Он же выиграл заезд на «своей» дюне, тем самым показав абсолютно лучший результат среди всех участников «Ладоги 2008». Причем сделано это было на гражданской LC-105 с атмосферным дизелем.Если на пляжной гонке вся ответственность легла на плечи пилота, то на следующий день настала очередь внимательной работы штурмана. По крайней мере, на знаменитом «Офф-роудном мегадрайве», который в этот день проходили участники зачета ТР1 и «туристы». Весь маршрут «Ладоги» красив, но финиш этого спецучастка место потрясающе красивое. Любоваться им можно бесконечно долго, по крайней мере, пока не приедут джиперы на своих монстрах. В тот день мы, насладившись видом отдаленно напоминающей очередь советских времен линии Маннергейма, поспешили занять места в партере «мегадрайва». Здесь и нашлись еще два пазла в копилку «Ладоги». Сначала один из экипажей преодолевая брод, зашел немного «мористее» чем нужно.

Когда до верхней точки шноркеля оставалось сантиметров 10, экипаж заподозрил неладное и прекратил движение вперед. Самообладание ребята не потеряли и, продолжая улыбаться, аккуратно лебедкой вытянулись на безопасную глубину, после чего успешно финишировали. Следующее происшествие случилось на знаменитой горке перед самым финишем спецучастка. Ситуация была стандартной — наезд на камень и потеря устойчивости. Штурман надеялся, что пилот видит опасный булыжник и объедет его. Этого не произошло, и «Деф», задумчиво поколебавшись возле положения равновесия, все-таки решил покатиться по склону. Сделав полный оборот, он еще немного подумал, и перевернулся на крышу. Пилот тяжелых повреждений не получил — отделался профилактической шиной на ноге и легким сотрясением. Врез: Памятка для экипажей, собирающихся преодолеть «Офф-роудный мегадрайв». Рекомендуется вырезать и наклеить на лобовое стекло перед стартом данного спецучастка.

ПИЛОТ! После того как ты успешно преодолел практически по любой, кроме самой правой, траектории последний перед окончанием спецучастка брод, поднялся по крутой каменистой дороге на самый верх холма и увидел финишный створ, немедленно остановись! Сделай три глубоких вдоха, столько же выдохов и сосчитай до десяти! Задумайся, почему в этом месте из года в год, начиная с самой первой «Ладоги», переворачиваются машины. После этого верни назад полностью сосредоточившегося на близости холодного пива штурмана и попроси его внимательно посмотреть на лежащий под твоим правым передним колесом камень и на яму под твоими левыми колесами, а так же на дерево, лежащее внизу в воде. И только когда ты прочитаешь в его глазах, что он осознал все возможные последствия, следуй указаниям напарника.

Помни, что все окружающие тебя в данный момент люди только и мечтают получить эксклюзивные фото твоей машины, катящейся вниз. Самый надежный способ прохождения этого места — организация страховки автомобиля удлинителем, закрепленным на верхней точке машины и на дереве. Только проскребясь левой стороной крыши своего автомобиля по многострадальной «Сосне мегадрайва», можешь считать себя в относительной безопасности. Сажай штурмана в машину и, не торопясь, финишируй! В следующий день на «грабли мегадрайва» наступил еще и Samurai.Для обеспечения безопасности на участке дежурил доктор «Ладоги» Вячеслав Рябинкин.

Доводить дело до лечения травм он не собирался, поэтому заставлял участников быть предельно внимательными и организовывать страховку. Богатейший джиперский опыт, непререкаемый авторитет и грозный внешний вид Славы действовали на расслабляющихся перед финишем туристов и спортсменов зачета ТР1 отрезвляюще. Доктор отвлекся только один раз — отошел к своей машине, и в этот момент оставшийся без присмотра маленький Suzuki кубарем скатился с горки. Экипаж не пострадал, однако на машину смотреть было больно. Если на кувыркавшемся накануне Defender благодаря внешнему каркасу разрушения были почти незаметны, то кузов Samurai видоизменился серьезно. «Прото», ТР3 и квадрики соревновались в этот день на комбинированной болотно-каменно-водной трассе.

Одним из самых сильных впечатлений «Ладоги» стала картина восстановления природы после прохождения тяжелой техники. Сначала идиллическая тишина болота, нарушаемая разве что пением птиц и кваканьем лягушек, взрывалась от шума мощных двигателей. Потом механические монстры проползали по мху, оставляя глубокие колеи, облака черного дыма и специфический запах «большого города». Но проходило несколько минут, стихал в дали звук моторов, и болото медленно начинало оживать: поднимались примятые бампером деревца, мох, расширяясь, заполнял колеи, взболомученная открытая вода опять становилась прозрачной. Вернулись и звуки природы — послышалось птичье пение, осмелели лягушки. Жизнь болота возвращалась в свое нормальное русло, чему мы были очень рады!Красивейшие места проведения «Ладоги» не должны страдать от прохождения большого количества техники. Понимая это, организаторы принимают серьезные меры по защите природы: запрещен въезд на машине в любые водоемы, кроме дистанции спецучастков, не разрешается сливать на землю эксплуатационные жидкости, крепить трос лебедки на дереве без специальной корозащитной стропы и так далее. В лагере разрешено использование мангалов, но действует запрет на разведение костров. Мусор участники собирают в специальные полиэтиленовые пакеты и загружают в специально идущий от стоянки к стоянке самосвал. За любое нарушение правил защиты природы следует наказание — как минимум невозврат экологического депозита, который собирается с участников перед стартом. И принимаемые меры работают — лагеря остаются абсолютно чистыми, что крайне редко бывает после проведения на природе массовых мероприятий.

Шестой день у «старшеклассников» завершился преодолением моренной гряды и посещением живописного островка. Причем организатор «Ладоги» Юрий Овчинников был абсолютно уверен, что на остров участники заезжать не будут. Прохождение маршрута на этой гонке контролируется с помощью так называемых «GPS треклогеров» — черных ящиков, записывающих траекторию движения. При этом от контрольных точек необходимо проезжать на удалении не блее 50 метров. Так вот, мимо КП на острове можно было просто проехать по берегу озера — машина все равно осталась бы в допустимом коридоре. Однако джиперы легких путей не искали, за что им отдельная благодарность от представителей прессы.На следующий день мы вместе с ТР2, «Рейдом» и «Открытыми туристами» оказались на красивейших карельских водопадах. Машины к низвергающемуся с огромной высоты потоку не подъезжали, проходили по руслу реки мимо. Сухая погода сделала свое черное дело — речка была мелкой и особых трудностей для подготовленных машин не представляла. Крутой подъем на лебедке тоже не вызвал особых проблем.Заключительный спецучасток проходил по трассе хорошо знакомого завсегдатаям «Ладоги» каменного триала.

Уверенно и очень быстро прошли трассу лидеры зачета ТР1 Алексей Голубев и Дмитрий Овчинников. А вот некоторых «Туристов» пришлось ждать довольно долго, и приезжали они изрядно потрепанными. Так карельская Toyota LC 80 с гордой надписью «Авиатор» на борту добралась до финиша «на честном слове» — рулевой рычаг был закреплен обычной капроновой стяжкой! В таком состоянии она больше километра пропрыгала по огромным камням. Украинскому экипажу повезло меньше — прикрепить оторванное «с мясом» колесо не удалось. В последний лагерь машина пришла на «лыже» — привязанном сосновом бревнышке. Причем при нас ребята ставили «запаску», первую лыжу сточили в ноль.Заключительный лагерь расположился на берегу Ладоги. Собственно, на самом озере мы ночевали только три раза. Потрясающе красивый закат и теплая дружеская атмосфера вручения дипломов, на которой эстонцы радостно пели песни, а одна из отечественных команд увлеченно обсуждала преимущества различных типов подвески трофи-автомобилей, фактически завершили приключение.Последний аккорд «Ладоги 2008» прозвучал уже в Петербурге, где состоялось торжественное награждение победителей и концерт группы «Чайф».

Фотографии с вручения кубков у нас есть, а вот выступление любимой многими трофистами команды снимать запретили похожие на солдат армии Александра Македонского настоящие боевые парни — охрана спортивно-концертного комплекса.Вот таковы, вкратце, наши «картинки с выставки». Мы обязательно приедем на это приключение в следующем году, чтобы собрать недостающие пазлы "Ладоги-трофи«!А теперь традиционный опрос мнений организаторов и участников о состоявшемся приключении и о его развитии. Ольга Орлова, директор «Ладоги-трофи 2008»: «Мне кажется, что будущее Ладоги во многом определяют туристы. Постоянно увеличивается наполнение этих зачетов, появился „Гранд туризм“.

Участникам было очень интересно, они получили удовольствие и хорошо отдохнули, не было претензий и конфликтов.К тому же туристы — основной резерв пополнения и спортивных зачетов» Анатолий Молчанов, организатор: "В следующем году возможны изменения в техтребованиях. Это произойдет в том случае, если РАФ сможет договориться с Прибалтийскими федерациями о единых технических стандартах.Большой проблемы в отрыве лидеров от остальных участников спортивных зачетов я не вижу, за спинами сильнейших идет не менее напряженная борьба, чем среди претендентов на победу"Вячеслав Рябинкин, доктор:«Несмотря на большое количество новичков, травматизм в этом году был минимален, в основном отдавленные пальцы, ушибы и ссадины. Это заслуга и организаторов, и хорошей погоды. Было мало слишком сложных мест, в которых участники обычно устают и начинают ошибаться. Обычно основными травмами «Ладоги» становятся отравления угарным газом и сломанные руки-ноги, на этот раз обошлось без них. Что хотелось бы улучшить в организации — обеспечить качественную бесперебойную радиосвязь для большей оперативности при оказании помощи пострадавшим«Юрий Овчинников, главный организатор «Ладоги»: " Основной своей задачей я вижу подготовку разноплановых красивых участков с большой тактической вариативностью. Серьезно растущий из года в год уровень многих участников и увеличивающийся разрыв между лидерами и аутсайдерами заставляет искать новые подходы. Мы прорабатываем возможность организации региональных отборов, при этом не прошедшие их экипажи будут попадать в один из туристических зачетов.

В этом году на «Ладоге» появились новые сильные иностранные участники, например серьезные экипажи из Германии и Финляндии, финны даже стали третьими в ТР3. А поляки и украинцы наконец узнали, что «Ладога» не такая ужасно сложная гонка, как им представлялось ранее.И еще, я долгие годы не являлся сторонником обязательного использования защитных шлемов. Теперь я вижу, насколько увеличились скорости, и мое отношение в этом вопросе меняется" Юрий Зуев: «Могло показаться, что «Ладога 2008» получилась простой. Это не совсем так, практически все болотные отрезки дистанции вызывали у большинства участников ТР3 и «Прото» серьезные проблемы"Алексей Голубев: "В нашем зачете — ТР1— серьезная борьба шла практически до самого финиша. Очень приятно, что три российских экипажа показали хорошие результаты"Мирон Шакира и Максим Григорьев: "Овчинников — молодец! Очень разнообразные трассы: каменный триал, болота, рельеф, броды. А самое главное, что все проезжается.

Отличные трассы для повышения мастерства!"Андрей Кузнецов: «Для нас эта «Ладога» получилась ралли-рейдом с элементами скального триала. Болота былых сомнений в их проходимости не вызывали. В общем — сухо, что увеличило скорости! Напряженная борьба шла до предпоследнего спецучастка«Тверская команда «Оковский лес»: «Самые интересные спецучастки — водопады и каменный триал. А вот болота в этом году были сухими и нам их не хватило. Обязательно приедем на следующую «Ладогу». Понравилась напряженная борьба с нашими постоянными соперниками из команды LCR. И отдельное спасибо за высший уровень организации гонки!«Евгений Павлов: «В этом году получилось так, что все зачетные для туристов спецучастки прошли за первые три дня. Дальше соревновательной программы не было. Зачет „Гранд Туризм“ очень хорош для тех, кто делает первые шаги в трофи. Мне же приключений немного не хватило».

Победители «Ладоги-трофи 2008» ,

Категория ATVСергей Макименко, Сергей Жулябин

Категория "Прото"Юрий Зуев — Сергей Волков

Категория ТР3Мирон Шакира — Максим Григорьев

Категория ТР2Андрей Кузнецов — Алексей Александров

Категория ТР1 Алексей Голубев — Дмитрий Овчинников

Категория "Рейд"Олег Улатов — Максим Игнатьев, Олег Харченко — Евгений Батарин

Категория "Туризм открытый"Илья Крутелин — Дмитрий Козлов

Категория "Туризм"Борис Павлов — Александр Аксенов

Категория "Гранд-туризм"Евгений, Наталья, Евгений и Анастасия Павловы