Тверская земля

"Тверская земля"

На «Тверской земле-2006» сначала экипажами Ильи Савельева и Сергея Маринича, а затем Игоря Румянцева и Сергея Стеца был применен новый тактический прием. Для того чтобы вытащить из болота основательно затопленную машину и при этом не оторвать мост, упирающийся в толстый слой водорослей, необходимо лебедкой другого автомобиля поочередно класть извлекаемое транспортное средство сначала на бок, затем на крышу, потом на другой бок и на колеса. Повторяя такую последовательность действий, машина выкатывается из болота на твердую землю!

Ни участники описываемых событий, ни многочисленные свидетели этого ни о чем подобном не слышали и уж точно не применяли! Поэтому предлагаем запатентовать новый метод и назвать его в честь расположенного рядом населенного пункта словом «изворотень», поскольку такое обозначение абсолютно точно характеризует и суть тактического приема, и гибкость мозгов, его придумавших.

Как принято в этом сезоне, одновременно с этапом чемпионата прошли Кубок Европейской зоны и Трофей России, а также традиционное соревнование. В общей сложности на старт вышли 106 экипажей. Язык не поворачивается упрекать трофи-рейды в отсутствии массовости. Причем только чемпионат собрал 37 машин, что является повторением свежего рекорда - столько же участников было на «Кировских болотах». Как обычно, массовым получилось и традиционное соревнование — 59 экипажей.

Первыми приняли старт участники чемпионата. Евгений Павлов, организатор второго этапа, изначально планировал провести два спецучастка в формате ориентирования, а еще один сделать редко встречающейся в последнее время линейной гонкой. Не получилось, хотя этот СУ в окончательном варианте выглядел как «условно-линейный» — маршрут был логичным перемещением от точки к точке, но в любой момент можно было уехать с трассы в лагерь, на финиш.

Первый день стал серьезной проверкой умения правильно рассчитать свои силы. Или, если хотите, тестом на жадность.

В отведенное контрольное время необходимо было взять не менее 5 КП. Кто-то погнался за максимальным количеством точек и не успел на финиш, кого-то подвела техника, но факт остается фактом — зачет получили лишь 16 экипажей. А лучшими тактиками оказались Александр Мироненко и Руслан Дотдаев, взявшие 9 точек из 12 и уложившиеся в норматив. Евгений Павелин и Дмитрий Калегин показали такой же результат, но потратили больше времени, поэтому заняли только вторую строчку протокола. Пятыми, в полном соответствии со стартовым номером, закончили день Сергей Савенко и Дмитрий Кемаев. В число не успевших на финиш попало много сильных и опытных экипажей. Юрий Пшеничников и Евгений Батарин опоздали всего на семь минут - собирали точки до последнего. Борису Гадасину и Сергею Старову не удалось повторить свой прошлогодний подвиг. Напомню, что на «Тверской земле-2005» Борис пересек финишную черту за секунду до окончания временного норматива! В этот раз не хватило 8 минут. На второй соревновательный день Евгений Павлов приготовил участникам одно очень симпатичное болото, настолько живое, что на нем нельзя останавливаться -тут же начинаешь, проминая раститель-ность, медленно погружаться в воду. Предполагалось, что гонщики будут перемещаться по находящейся неподалеку дамбе, съезжая с нее, для того чтобы взять точку и вернуться обратно. Повезло «первопроходцам» точек, им еще как-то ехалось. А вот если экипаж приезжал на КП после нескольких уже посетивших его автомобилей, шансы взять точку были крайне малы. Тонули все — и тяжелые «стандартные» машины ТР-2, и сверхлегкие прототипы ТР-3. Не были замечены в этом разве что новая «котлета» Гадасина и «цепной монстр» Юрия Зуева, правда, пока он не взялся помогать коллегам. Даже Mercedes Сергея Савенко несколько раз садился в лужу.

Кроме тяжелейшего болота гонщикам пришлось бороться еще и с погодой. Было настолько жарко и душно, что людям становилось плохо, несколько спортсменов получили тепловые удары, организаторам пришлось даже ввести дополнительные требования - машина не допускалась к старту спецучастка, если на борту не было достаточного количества питьевой воды. В таких условиях членам экипажа иногда приходилось меняться местами - «закипающего» штурмана сажали за руль, а пилот отправлялся искать проезд и тянуть трос лебедки.

После второго спецучастка на базу вовремя вернулись 6 машин! С огромным преимуществом, взяв 9 точек (остальным досталост только 5) спецучасток выиграл Борис Гадасин. Вторым, благодаря, интересной и, как выяснилось, весьма эффектовной тактике, стал Савенко. Взяв положенные 5 точек и оценив размешенное жидкое и равномерно покрытое утонувшими или лебедящимися машинами болото как бесперспективное, Сергей отправился в лагерь набираться сил перед заключительным этапом. Естественно, он показал лучшее время — менее пяти часов при максимально допустимых десяти! Зачет получили также экипажи Пшеничникова и Батарина, Мироненко и Дотдаева, Зуева и Волкова, Хальзева и Валова. Михаил Анциферов и Юрий Ноздрачев опоздали на финиш всего на 1 минуту 15 секунд! А несколько машин выбирались из болота до самой ночи.

Получив задание на третий СУ. большинство гонщиков устремилось на болотные точки, чтобы взять их первыми, пока подъезды к ним не размесили другие участники. Специально для прессы одну из точек организаторы поставили рядом с дамбой, но на совсем «жидком» болоте. Машина не должна была останавливаться ни на секунду - сразу начиналось погружение. Но для того, чтоб КП_ считался взятым, необходимо сфотографироваться на точке, а это значит остановиться. Тут и начинались проблемы. Протопленные машины не могли начать движение. Кому-то повезло — вытянулся с помошыо лебедки, а Савельев и Румянцев предпочли применить «изворотень». Лидеры, успевшие проскочить болото первыми, успели в отведенное время собрать все 14 точек.

Первым опять стал Гадасин, справившись с заданием за 9 часов 15 минут. Почти на три часа от него отстали Сергей Хальзев и Евгений Павелин. Замкнули четверку обладателей всех КП «Янычары» - Владимир Масютин и Леонид Лобов. Верный принципам Савенко правильно рассчитал свои силы и финишировал шестым - как говорят в преферансе, «без одной». Расчет оправдался - Сергей выиграл гонку! Вторым Александр Мироненко, третьим Юрий Зуев. Неудача первого дня не позволила безупречно проехавшему остальные спецучастки Гадасину подняться на подиум.

Стартовавшие в субботу гонки Трофея и традиционного соревнования прошли в напряженной борьбе и показали, что уровень мастерства гонщиков быстро растет не только в чемпионате. Большинство участников «традиционных» зачетов «туризм» и «супертуризм», а также «трофейных» -«Нива открытая» и ТР-1 тактически и технически грамотно проходили дистанцию. Остальным хочется дать «совет постороннего»: не ленитесь дойти пешком до точки и выбрать оптимальный путь подъезда к ней. Зачастую этого не делалось, что приводило к изрядной потере времени.

Проведенный по окончании гонки среди ее участников «социологический опрос» показал, что подавляющему большинству респондентов «Тверская земля-2006» в целом очень понравилась.

Отмечались высокий уровень организации соревнования и изобретательность в постановке КП. Вместе с тем, некоторыми спортсменами высказывалась мысль, что некоторые болотные точки были слишком сложными, особенно после прохождения нескольких участников.

А в целом, организаторам в очередной раз удалось создать на гонке здоровую дружескую атмосферу и сделать соревнование ярким, запоминающимся, интересным.

О том, как проходил в Твери этап Трофея России, мы попросили рассказать постоянных участников зачета «Нива открытая» братьев Рамиля и Марселя Кашаповых.

ПП 4x4. Охарактеризуйте, пожалуйста, трассу Трофея.

Р. К. Трасса получилась очень душевной! Тверская земля вообще добрая, поэтому ехалось легко, с воодушевлением. Были засадные места, но совсем страшно не было. В этом году полегче, чем в прошлом, возможно, сказывается опыт. За год мы не пропустили ни одного соревнования.

ПП 4x4. И как относится к этому семья?

Р. К. Семья страдает! Каждые выходные проходят мимо. Дети знают, что папа на гонке - в парк не поведет.

ПП 4x4. А как вам формат гонки?

Р. К. Нам не нравится, что точки расположены в непосредственной близости от асфальта, чаще всего достаточно на лебедке спуститься к КП и вернуться на дорогу. Нет важного элемента поиска точки, соответственно, не получаешь удовольствия от того, что ее нашел. А здесь чаще всего КП виден с дороги - неинтересно. В одном месте мы специально не стали делать крюк по асфальту, а проехали напрямик и даже взяли точку чемпионата. Вот так ездить нам понравилось! Кстати, КП для «старших» соревнований поставлены Женей Павловым очень красиво, есть у человека талант.

М. К. Это не значит, что мы требуем сильно повысить сложность точек Трофея, нам нравится, когда трасса проезжается, просто надо сделать ее подальше от асфальта. Р. К. Да, нас радует, когда всем участникам удается закончить гонку. Мы переживаем за наших коллег, хоть они и конкуренты, когда кто-нибудь из них не возвращается вовремя с маршрута. Спорт есть спорт, все машины должны пройти дистанцию. А вообще, мы любим своих соперников, и они отвечают нам тем же! В Трофее сложились очень хорошие отношения между участниками.

Традиционное интервью с победителем. Об избранной на эту гонку тактике нам не излишне серьезно рассказал Сергей Савенко: «Сразу хочу сказать спасибо Борису Гадасину, что он не рассчитал свои силы! Мы-то ездили не торопясь, все время наблюдая за ним. За лидером, сзади, потихонечку. Мы пытались победить его же методами. Он всегда нас учил не спешить, быть хладнокровными, проявлять выдержку. Первые два дня мы не стремились быть в лидерах, берегли машину. Решающим оказался третий день. До него мы не лезли на рожон. Но все равно после случайной встречи в лесу с Борисом у нас самопроизвольно размоталась лебедка, взорвалось заднее бескамерное колесо. Час-полтора потратили на один взгляд Гадасина!

Мы шли к цели без спешки, уверенно, без ошибок. Конечно, хочется, чтобы такие победы стали системой. Будем стараться. Когда волк или акула отведает мяса, то будет жить только этим!

А если серьезно, мы действительно благодарны Борису, это наш учитель. И хотя мы являемся конкурентами, он всегда был наставником, подсказывал, как сделать лучше, даже если ему это было невыгодно. Надо в любой ситуации оставаться друзьями, помогать друг другу. В этом путь развития трофи, тем более что это самый российский вид спорта. Один умный человек сказал: «Зачем нам пытаться победить Е. П. Самым важным для меня в процессе подготовки соревнования является элемент творчества. Я стал спокойно спать только за полторы недели до старта. До этого я не представлял, как будет проходить гонка. А тут шел по болоту - и все сложилось в единое целое. Я старался ставить часть точек с подвохом, чтобы не было понятно, как они берутся. В то же время рядом находились более простые КП, для затравки, с целью сохранения баланса «напрягся-расслабился», в этом случае получается гармоничный спецучасток. А к последнему этапу спортсмены успевают изучить местность. Выходя на старт, они уже знают, что их ждет, где сухое болото, а где непроходимая топь, что лучше брать днем, что оставить на ночь, а от чего лучше вообще отказаться. Их задача в этой ситуации - правильно рассчитать время.

ПП 4x4. Чем концептуально отличается «Тверская земля» от других соревнований ?

Е. П. Не могу сказать, что я заимствую что-то из других гонок, я редко на них бываю. На «Кировских болотах» я присутствовал, чтобы держать руку на пульсе, понимать, как ездят современные машины, каков уровень участников, чтобы сделать свою гонку адекватной, не переборщить. Кстати, мне не понравились вертикальные стены в Тосно, мне они кажутся запредельно опасными и менее интересными, чем болота. Не считаю, что они нужны «Тверской земле». Я делаю соревнования, отвечающие моему видению трофи. Я люблю играть, загадывать загадки - где-то сделать ловушку, где-то дать подсказку. Одну из точек я поставил рядом с неотмеченной на карте дамбой - можно смотреть на карту, а можно обратить внимание на ряд больших деревьев, наверняка они растут на твердой почве! Можно ломиться по болоту и постоянно лебедиться, а можно стараться объехать наиболее «засадные места» по сухому, всегда нужно думать!

Автор Михаил Ласточкин

Журнал «Полный привод 4х4» №9 2006.