Тверская земля
Новый регион, выбранный бессменным организатором трофи-рейда «Тверская земля» Евгением Павловым для проведения этапов чемпионатов России и Москвы, а также клубной гонки, оказался неожиданно богатым на сложные и интересные внедорожные препятствия. Любимая Женина «грязька» дополнялась вязкими болотами, песчаными ловушками, крутыми склонами и участками открытой воды. Соревнования, прошедшие в Ржевском районе Тверской области, получились очень тяжелыми и для людей, и для техники.
Перед поездкой во Ржев я спросил у Павлова, можно ли будет проехать к интересным местам трассы трофи-рейда на Suzuki Grand Vitara. Ответ был утвердительным, но в тоне его было что-то такое... В общем, решено было взять лифтованный редакционный Defender, исправный Нi Jack, удлинители троса лебедки, сэнд-траки и другие атрибуты борьбы с бездорожьем. Интуиция не подвела — обычная журналистская вылазка к точкам первых спецучастков превратилась в увлекательные джиперские покатушки до глубокой ночи! Стартовый день не напоминал dolce vita и участникам соревнований.
В третьем этапе чемпионата России приняло участие 23 экипажа, десять из них представляли зачетную группу ТР2, остальные — ТРЗ.
Самым интересным автомобилем трофи-рейда снова стал плавающий прототип Константина Михайлова и Игоря Дементьева, построенный на базе знаменитого Pinzgauer. Главным достижением конструкторов стало то, что вес машины удалось удержать в пределах 1850 килограмм. По практически единодушной оценке ведущих спортсменов, конструкция машины обладает на сегодняшний день наиболее высоким внедорожным потенциалом среди всех отечественных трофи-автомоби-лей. Осталось только доработать рулевые тяги, они пока расположены не идеально и плохо защищены.
Первый день гонки составили три спецучастка, после каждого из которых спортсмены могли проводить ремонт и техническое обслуживание техники.
В современных трофи-рейдах существуют два основных формата СУ. Первый — линейный, когда задается жесткий порядок взятия цепочки контрольных точек с логичным маршрутом между ними и старт участникам дается через определенные промежутки времени. Второй — навигационный, или ориентирование по GPS, когда спортсменам выдается список КП, которые они могут собирать в произвольном порядке, старт производится одновременно. И у того, и у другого формата есть как преимущества, так и недостатки. Идеальной для выявления сильнейшего трассы на естественном рельефе не может быть в принципе! Первый вариант позволяет сравнивать мастерство спортсменов и подготовку техники на одном и том же маршруте, что на первый взгляд представляется более объективным, однако состояние трассы сильно изменяется по мере прохождения по ней участников.
Второй формат более вариативен, предполагает богатство стратегических и тактических решений, однако не защищен от возможности некорректной борьбы — помощи вспомогательных экипажей лидеру или обмена треками оптимальных траекторий между договорившимися об этом участниками.Существует и промежуточный вариант формата спецучастка — линейноориен-тированная навигация. Первый СУ «Тверской земли» был именно таким. Логичный проезд от КП до КП приходилось довольно долго искать, плутая по давно заброшенным лесным дорожкам. В этой ситуации стартующие первыми экипажи оказывались в крайне невыгодном положении: пока они искали путь и прокладывали дорогу, их догоняли остальные участники, и чем позже спортсмен выходил на трассу, тем больше было его преимущество над первопроходцем.
Некоторые гонщики говорили потом, что логичнее было бы сделать этот спецучасток чисто линейным, то есть четко обозначить дорогу, тем самым исключив необходимость идущему первым тратить много времени на ее поиск. Другим вариантом обеспечения равных для всех участников возможностей на данном участке предлагался общий одновременный старт.Второй СУ Павлов организовал на очень качественном болоте, найденном им в этом глухом и диком районе. Здесь были участки и молодого зеленого мха, и открытая вода, ставшая временным пристанищем для семейства уток, и старое заросшее болото. Большинство участников старалось двигаться по менее топким местам. Первыми решили рискнуть и проскочить 150 метров напрямик по молодому мху Алексей Голубев и Дмитрий Овчинников. «Проскочить» значило передвигаться по ярко-зеленой каше с минимально возможной скоростью. Необходимо было быть предельно внимательным — малейший проворот колес, срыв в пробуксовку, мог привести к физкультурным упражнениям на свежем воздухе с хай-джеком и сэнд-траками, а соответственно, и потере каких-либо шансов на хороший результат.
Риск — благородное дело, маневр удался, и спортсмены обеспечили себе победу на спецучастке. Вслед за ними на подобную авантюру отважились Александр Николаев и Дмитрий Калинин, однако более тяжелую, чем прототип Голубева, Т1С 70 категории ТР2 плавающая трава держать отказалась. Результатом этого стала серьезная задержка. Еще несколько экипажей также "засосала опасная трясина«.До старта гонки прошел слух, что третий спецучасток будет простой доездкой до лагеря. Однако и на нем было тяжело. Люди очень устали на предыдущих СУ, что замедляло скорость движения и зачастую приводило к ошибкам. В целом первый день «Тверской земли» получился очень интересным, тяжелым и насыщенным.Форматом гонки второго дня стало ориентирование. Дополнительную сложность участникам чемпионата России создавало то обстоятельство, что параллельно проходила гонка чемпионата Москвы, причем большое количество КП у зачетов оставалось ничего другого, как опять идти на риск. Перед заключительным отрезком, когда необходимо было найти верный путь к финишному створу, настала очередь показать класс штурману Дмитрию Овчинникову. Побегав по вязкой глине, он все-таки нашел более-менее приемлемый путь, отличный от тех, что выбрали главные конкуренты. Экипаж аккуратно двинулся вперед и, пройдя пару очень серьезных мест (трос лебедки крепить было не за что, подсаживаясь на пределе возможного, выбирались назад и искали новую траекторию), первым преодолел финишную черту, включил секундомер и стал ждать соперников. Когда они закончили гонку, Голубев и Овчинников уже праздновали победу. Нижегородцы приехали на финиш вместе, однако в итоге вторым стал Кузьмин, так как стартовал через пять минут после Амельченко. В пятницу стартовал и финишировал этап чемпионата Москвы. Участникам зачетов ТР2 и ТРЗ досталась трасса, по которой накануне прошли машины чемпионата России, представлявшая для них серьезную сложность. Опытнейший тверской трофист, постоянный участник соревнований самого высокого ранга Евгений Батарин, обойдя экипажи Валерия Пронина и Антона Бекнева, гонку выиграл.В ТР1 никаких шансов соперникам не оставили вернувшийся в большой спорт Ян Хайцеэр и один из лучших на сегодняшний день российских штурманов Максим Григорьев, выступавшие на гражданском Defender 90. Экипаж оказался единственным в зачете, кто сумел взять все 10 КП, причем потратив на это всего 6 часов. Пользуясь терминами преферанса, «без двух» остались опытные Владимир Казакевич и Алексей Белов на Suzuki Samurai, занявшие второе место с восемью зачетными точками. Интересно, что оба экипажа «пошли своим путем» — не стали терять время в очередях вместе с другими участниками ТР1, двигавшимися по наиболее логичному маршруту, а обобрали для начала дальние «кусты» точек. Стратегия!
В «Тверской земле» принял участие и экипаж нашего журнала. Издатель «Полного привода 4×4» Александр Леонидович Романович вместе с нашим постоянным автором Тимофеем Демиховым выступали в клубном соревновании. К сожалению, показать хороший результат им не удалось — подвела техника. У TLC 70 «порвалась» полуось, а выступать на машине с колесной формулой 4×3 в сложной гонке было мало реально. Да и названию журнала такой автомобиль уже не соответствовал...Открытое первенство клуба «Лебедушка» заключалось в прохождении одного спецучастка, некоторые КП которого совпадали с точками обоих чемпионатов, и принесло довольно неожиданные результаты. В двух зачетных категориях победили экипажи, штурманами которых были представительницы слабого пола. И только в группе «Профи» Александр Царев и Наталья Фонина не сумели поддержать интересную традицию — им досталась "бронза«.Одно из главных ощущений, оставшихся от Ржевского трофи-рейда, — это редкое для одного района многообразие форм рельефа и внедорожных препятствий, которые были задействованы при подготовке соревнования. Горки были высокими, болото топким, а местами и непроходимым, а грязи было столько, что, высыхая, она отваливалась от автомобилей, как от сапог одноименного данному региону поручика в анекдоте. Думается, что здесь пройдет еще много интересных трофи-рейдов.Своими эмоциями с нами поделились победители соревнований в разных зачетных категориях.
Алексей Голубев, ТРЗ, чемпионат России: «Хорошо проработанные и очень разнообразные трассы. Четко видно, что организатор потратил много времени на подготовку маршрута, а не занимался этим на скорую руку. Павлов „выжал“ из данной местности все, что возможно, и даже больше. Я и представить себе не мог, что здесь будут серьезные болота, триал и даже песок.Гонка для нас складывалась удачно. На втором СУ мы рискнули и проскочили очень опасное болото, обеспечив себе отрыв от остальных участников. Следующий спецучасток у нас также получился хорошо — вроде бы все время ехали по чужим следам, однако на финише оказались первыми. Неудачно выступив на СУ4, в заключительный день мы опять рисковали. Перед самым финишем Дима Овчинников, пробежав метров 500, нашел траекторию, воспользовавшись которой мы приехали первыми, обеспечив себе победу на всем этапе».
Сергей Савенко, ТР2, чемпионат России: «Хорошая гонка. Наконец-то мы доделали машину, и она нормально поехала. Предстоит еще много работы, но уже понятно, что автомобиль получился. На предыдущем этапе наша TLC 70 была еще сырой, по совету сторонних механиков мы оставили родные ШРУСы, один из которых нас и подвел. Теперь технический контроль за подготовкой машины осуществляет мой штурман — и все в порядке. Гонка сложилась для нас хорошо, мы не ошибались с навигацией, вышли вперед и в последний день даже помогали друзьям-соперникам, не опасаясь за свой результат».
Ян Хайцеэр, ТР1, чемпионат Москвы: «Хорошее место стоянки. Спасибо! Что касается гонки — мы ехали активно, ориентировались профессионально, благодаря навыкам штурмана. Спасибо и ему! Были и сложные точки, которые мне понравились, но были и скучные КП — чувствовалась некая недоработка. Не все контрольные пункты соединялись логичным маршрутом, между ними приходилось ездить по грейдеру. Беспокоило то, что некоторые точки совпадали с КП ТР2 и ТРЗ. У нас они не вызывали проблем, видимо, для них были слишком легкими. В общем и целом все прошло хорошо, во время мы уложились, показали неплохой результат. Кстати, мы были уверены, что кто-то идет впереди нас, скорее всего Samurai, поэтому очень торопились, что и помогло нам „сделать“ эту гонку!».
Говорит организатор чемпионата Москвы Роберт Санакоев: «Чемпионат Москвы задумывался как серия гонок выходного дня, все этапы которой имеют определенную схему проведения. В пятницу после работы участник приезжает на техкомиссию и административные проверки, в субботу в формате ориентирования или по линейному маршруту проходит однодневная гонка с нормой времени 8-12 часов, в воскресенье джиперы возвращаются домой. Трофи-рейд не предполагается излишне сложным, так как чемпионат Москвы — статусное соревнование для тех, кто выступал в туристических зачетах, но хочет попробовать себя в спорте. Чемпионат России недоступен по уровню мастерства и подготовки техники для многих желающих. Этапы Кубка страны тоже достаточно жесткие по схеме проведения и количеству спецучастков. Поэтому и был задуман чемпионат Москвы как первый шаг к спортивным трофи-рейдам. К сожалению, предложенную нами схему организатору этапа в Твери реализовать не удалось. Гонка прошла в пятницу, таким образом, несколько потенциальных участников на нее не попали. Также мы еше раз убедились в том, что совмещение на одном мероприятии нескольких различных соревнований отрицательно сказывается на каждом из них».
Слово организатору «Тверской земли 2008» Евгению Павлову: «Наше соревнование проходит летом, в то врем? когда люди должны отдыхать. Поэтому „Тверская земля“ прошла в формате фестиваля. Лагерь мы устроили в красивом месте, на берегу Волги.Кроме обширной спортивной программы, проходили и другие интересные мероприятия, например „Культурная навигация“, е рамках которой все желающие могли посетить интересные / красивые места района: церкви, природные памятники, исторические объекты. Для новичков было организовано несложнее ориентирование. Прямо в лагере прошел джип-спринт. Специалыная программа для детей позволила дать отдохнуть их родителям, а вечером состоялся концерт.Еще в процессе подготовки соревнования я для себя решил, что суббота будет днемдля зрителей. В одном СУ чемпионата удалось объединить три абсолютно разных типа препятствий: хвощевое болото, песчаный склон высотой с пятиэтажку и глиняный карьер, заполненный качественной грязью. Наши гости смогли в непосредственной близости наблюдать за действиями сильнейших отечественных трофистов в различных условиях. Все остались довольны — и зрители, и участники, и пресса».
«Тверская земля 2008». Победители и призеры соревнованийТретий этап чемпионата России по трофи-рейдам Абсолютный зачет1. Алексей Голубев — Дмитрий Овчинников2. Евгений Кузьмин — Александр Феденков3. Сергей Савенко-Денис Мальцев
Зачет ТРЗ
- Алексей Голубев — Дмитрий Овчинников
- Евгений Кузьмин — Александр Феденков
- Владимир Амельченко — Олег Нежнов
Зачет ТР2
- Сергей Савенко-Денис Мальцев
- Сергей Хальзев — Владимир Макаров
- Александр Николаев — Дмитрий Калинин
Командный зачет
- PR-Вульф
- НИМАП-PR
- Lipetsk Trophy Club
Второй этап чемпионата Москвы по трофи-рейдам Абсолютный зачет и ТРЗ
- Евгений Батарин — Ситников Дмитрий
- Валерий Пронин — Сергей Зуев
- Антон Бекнев — Аркадий Аронов
Зачет ТР2
- Алексей Малышев — Николай Петухов
- Юрий Селифонов-Андрей Нечаев
- Евгений Варагин — Владимир Варагин
Зачет ТР1
- Ян Хайцеэр — Максим Григорьев
- Владимир Казакевич — Алексей Белов
- Роман Соловьев-Алексей Вихарев
Открытое первенство клуба «Лебедушка»
Зачет «Стандарт»
Дмитрий Славутский — Анастасия Артемьева
Зачет «Туризм»
Денис Михайлов-Лидия Витковская
Зачет «Профи»
Максим Игнатьев — Геннадий Данильченко
Зачет АТV
Кирилл Ершов и Александр Белогубов
Журнал «Полный привод4×4» № 9 2008.
Статья Михаила Ласточкина
Фото автора, Николая Черкасова и Николая Пазюка